на страже Ваших достижений …
+ 7 (863) 210-08-06, + 7 (863) 210-08-05
+ 7 (863) 210-08-12

Что такое коммерческое обозначение и зачем оно нужно?

По состоянию на 14.08.2013 г.

Цель использования коммерческого обозначения - индивидуализация предприятия - субъекта предпринимательской деятельности - через создание неповторимого, оригинального, известного на определенной территории словесного обозначения (наименования). Коммерческое обозначение индивидуализирует предприятие, но не как участника гражданского оборота, а как объект гражданских прав, имущественный комплекс.

Примерами коммерческих обозначений могут служить «Золотой колосс» -  выступает в гражданском обороте от имени ИП, но всем известна донская кондитерская «Золотой колосс», или «Тавр» -  лидер мясоперерабатывающей отрасли Юга России, представляющий собой группу компаний. Мы все знаем эти компании по их звучному коммерческому обозначению, которое они также реализовали в качестве товарных знаков.

1. Какими признаками должно обладать коммерческое обозначение?

  • Наличие достаточных различительных признаков, т. е. таких признаков, которые позволяют отличить предприятие среди множества других, достоверно идентифицировать предприятие.
  • Известность - коммерческое обозначение должно быть известным в границах определенной территории, как правило, той, на которой располагается и действует предприятие.

2. Каковы особенности механизма защиты права на коммерческое обозначение?

Согласно Гражданскому кодексу РФ, коммерческие обозначения не нуждаются в регистрации, не подлежат внесению в ЕГРЮЛ и учредительные документы, в отличие от фирменного наименования. Не существует и официального специализированного реестра для коммерческих обозначений, не выдается свидетельство или иной официальный документ, подтверждающий право использования коммерческого обозначения и возможность его защиты (это позволяет сэкономить временные и материальные ресурсы). Соответственно, правовая  охрана коммерческого обозначения ставится в зависимость от наличия и сочетания двух признаков: использования коммерческого обозначения и известности его в силу этого на определенной территории.  Факт наличия этих признаков может устанавливаться только в процессе правоприменительной практики, подтверждаться в каждом конкретном случае с использованием любой информации о деятельности юридического лица (рекламные, печатные материалы, переписка с контрагентами, официальные документы, счета, акты, договоры и т.д.). Это так называемое «досье коммерческого обозначения».

3. Какие существуют ограничения в использовании права на коммерческое обозначение?

Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Нарушитель изложенных правил обязан по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки.

Таким образом, при столкновении прав на различные средства индивидуализации, используется принцип старшинства права.

4. Существует ли какая-то возможность закрепить права на свое коммерческое обозначение «на бумаге»?

Различные организации и патентные поверенные предлагают услуги по регистрации в специальном негосударственном реестре коммерческих обозначений за определенную плату с последующей выдачей свидетельства (например, "Реестр российских коммерческих обозначений").  Важно отметить, что действия таких организаций не основаны на нормах закона, вышеуказанные реестр и свидетельства не могут использоваться в качестве доказательств обладания исключительным правом на коммерческое обозначение.

Единственным легальным способом является «косвенная» регистрация коммерческого обозначения в качестве предмета договора коммерческой концессии. Ну и, конечно, наиболее защищенным с правовой точки зрения средством индивидуализации, является зарегистрированный товарный знак.

 

Проскурин Олег, руководитель практики по интеллектуальной собственности и электронной коммерции

Мельникова Анна, юрист 

Сальникова Анастасия, юрист 


Услуги по регистрации товарных знаков