на страже Ваших достижений …
+ 7 (863) 210-08-06, + 7 (863) 210-08-05
+ 7 (863) 210-08-12

Получил бонус – доплати НДС

По состоянию на 17.10.2012г.

В торговле широко распространена практика предоставления поставщиками покупателям бонусов, премий и «других скидок» при выполнении заранее оговариваемых условий: достижение определенного объема закупки товара, постоянное нахождение в магазине полного ассортимента товаров поставщика и пр.

Недавно Высший Арбитражный Суд РФ обезопасил покупателей от обязанности платить с таких бонусов НДС на том основании, что они не являются платой за маркетинговые услуги, а потому не происходит никакой реализации (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 г. N 11637/11).

При этом ВАС указал, что подобные бонусы также являются формой торговых скидок, даже если не происходит изменения цен ранее поставленных товаров, например, когда премия засчитывается как аванс.

Следовательно, выплачиваемые поставщиками покупателю на основании договоров поставки премии уменьшают стоимость поставленных товаров, что влечет необходимость изменения налоговой базы по НДС у поставщиков и сумм налоговых вычетов по НДС у покупателя.

Изложенное означает необходимость корректировки налоговой отчетности и восстановления покупателем соответствующей суммы вычета на основании корректировочного счета-фактуры или первичных документов на уменьшение цены товара, в противном случае претензии налоговых органов неизбежны (см. Письмо Минфина России от 03.09.2012 N 03-07-15/120). Одно радует - излишне уплаченный поставщику НДС можно потребовать как неосновательное обогащение.

Однако существует и другой выход, но более рискованный - предусмотреть в договорах с поставщиком условия, закрепляющие, что выплачиваемые премии не влияют на цену ранее поставленного товара и являются не формой торговой скидки, а авансом в счет будущих периодов. Такая позиция изложена в
Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 N 09АП-14786/2012-АК по делу N А40-109143/11-75-442 и в более раннем Письме ФНС России от 01.04.2010 N 3-0-06/63.

Стоит отметить, что покупателям продовольственных товаров можно не волноваться – для них такая позиция вполне законна на основании ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

 

Юрист Виталий Афендиков,

Руководитель налоговой практики Ольга Проскурина