на страже Ваших достижений …
+ 7 (863) 210-08-06, + 7 (863) 210-08-05
+ 7 (863) 210-08-12

Работает, не работает – за непроявление осмотрительности ответь!

Проскурина Ольга, налоговые споры

Всем известно, что на сайте Федеральной налоговой службы размещены различные электронные сервисы, которые позволяют узнать информацию о контрагенте в режиме реального времени.
    Начало работы статьи 54.1 НК РФ закрепило на уровне закона обязанность налогоплательщика проявлять «должную осмотрительность», хотя такое понятие и отсутствует в этой статье. Ранее все пользовались Постановлением 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Налоговый кодекс дал налогоплательщику дополнительные возможности для исполнения этой обязанности, например, сняв режим налоговой тайны с части сведений о юридических лицах и предпринимателях (Федеральный закон № 134-ФЗ). Данные сведения, по задумке, мы должны получать автоматически с сайта ФНС.
    Уже на протяжении долгого времени налоговики пытаются запустить, сервис «Прозрачный бизнес», ключевое слово «пытаются».  

    ФНС планировала запустить указанный сервис 25.07.2017 года (по данным gazeta-unp.ru). Однако возникли технические проблемы и начало работы было перенесено на 1 июня 2018 года, а затем на 1 августа 2018 года. Планы налоговиков опять изменились и первая публикация рассекреченной информации была запланирована уже на 10 августа 2018 года, при этом отмечалось, что этот процесс будет разделен на несколько этапов, а именно:
1) 10.08.2018: в открытом доступе появятся данные о применяемых специальных режимах, сведения о среднесписочной численности работников, а также об участии юридического лица в консолидированной группе налогоплательщиков;
2) 01.10.2018: информация об уплаченных налогах и взносах, о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности;
3) 01.12.2018: данные о налоговых недоимках и долгах по пеням и штрафам, а также о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за них. В случае погашения организацией налоговой недоимки, которая числилась на ней по состоянию на 31 декабря 2017 года, до 1 октября 2018, то данные об этой недоимке в сервисе отражаться не будут. Правило работает и в отношении сведений о налоговых правонарушениях.
    Также 01.12.2018 года в публичном доступе появится информация о проступках, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу в период с 02.06.2016 по 31.12.2017, но лишь в случае, если компания не уплатила соответствующий штраф до 01.10.2018. Сведения о недоимках по страховым взносам впервые будут опубликованы только 01.12.2019 года.
    Отслеживая поступающую информацию, были совершены попытки найти данный сервис и воспользоваться им. Но все безуспешно. На сайте указаны ссылки, которые при открытии дают возможность скачать файл форма Ехсеl, но информация представлена некорректно и разобрать что-либо не представляется возможным. На данный момент сервис «Прозрачный бизнес» остается непрозрачным.

Можно воспользоваться бесплатными сервисами, например, rusprofile.ru и klerk.ru - "Поиск по базе "Открытые данные" от ФНС России". Но здесь нет указания на официальность данных.

    Второй не разгаданной загадкой от ФНС является сервис «Решения по жалобам». На сайте к этому сервису указан следующий комментарий: «Интернет-сервис «Решения по жалобам» создан в целях предоставления информации о результатах рассмотрения Федеральной налоговой службой жалоб (обращений) налогоплательщиков. Указанная информация отражается на сервисе в виде решений ФНС России без указания информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации.»
    Данный сервис предлагает на обозрение только решения Управлений, решений рядовых ФНС не представлено.
    Узнав, о таких возможностях сайта ФНС и вооружившись необходимой информацией, мы начали «забивать» необходимые данные, предвкушая возможность ознакомиться с решениями Управлений разных регионов. Ведь, если задуматься, данный сервис открывает возможность изучения досудебной практики, правовой оценки позиции налоговиков в вопросах ответственности, в том числе и её исключения. К сожалению, попытки не увенчались успехом. Обращение к ФНС в телефонном режиме никаких пояснений по работе сервиса не дали. На официальном сайте ФНС был оставлен комментарий, ответа до сих пор не поступило.
    Таким образом, указанные сервисы ФНС, несмотря на свою полезность и доступность, остаются невозможными для использования.
    Возвращаясь к вопросу привлечения к налоговой ответственности, стоит отметить, что действие стать 54.1 НК РФ на время запуска сервисов не приостановлено. Вот и остается налогоплательщикам по старинке делать письменные запросы для проверки контрагентов и пользоваться другими электронными инструментами.


20.11.2018

Ольга Проскурина, руководитель налоговой практики, управляющий партнёр Юридической фирмы "JBI Эксперт"