на страже Ваших достижений …
+ 7 (863) 210-08-06, + 7 (863) 210-08-05
+ 7 (863) 210-08-12

Обжаловать или не обжаловать налоговые разъяснения

Проскурина Ольга, налоговые споры

Я уверена, что почти все предприятия стояли перед дилеммой при налоговом планировании: следовать невыгодным толкованиям контролирующих органов, которые в каждом своем письме указывают, что в них разъясняются вопросы применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не содержатся правовые нормы, не конкретизируются нормативные предписания, и письма не являются нормативными правовыми актами. Или рискнуть при принятии решения и опереться на более выгодные нормы НК РФ, которые прописаны нечетко. Теперь есть способ и избежать доначислений за свое собственное мнение, и признать разъяснения контролеров нарушающими закон.

Конституционный Суда РФ в своем Постановлении от 31.03.2015 № 6-П сделал интересный вывод о возможности обжаловать в суд акты органов исполнительной власти, в том числе ФНС России, которые не являются нормативно-правовыми актами.

Конституция РФ, закрепляя обязательный характер правовых норм, содержащихся в законах и основанных на них правовых актах органов исполнительной власти, не определяет понятие правовой нормы и нормативного правового акта.

Исходя из практики, под нормативным правовым актом (НПА) понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, а под правовой нормой – общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Однако акты ФНС России, которые не соответствуют формальным требованиям, предъявляемым к НПА федеральных органов исполнительной власти (по форме, субъекту и порядку принятия, регистрации и опубликования), содержат обязательное для всех налоговых органов разъяснение (нормативное толкование) налоговых законоположений, которое может противоречить их действительному смыслу и тем самым нарушать права налогоплательщиков. При этом такого рода разъяснения в практике налоговых органов получили широкое распространение, их проверка лишь в порядке, предусмотренном действующим законодательством для оспаривания ненормативных актов, не является эффективной.

Поэтому Конституционный суд указал, что условием возможности обратиться в суд является особенность акта – он должен иметь нормативные свойства: оказывать общерегулирующее воздействие на общественные отношения, содержать предписания о правах и обязанностях персонально неопределенного круга лиц - участников соответствующих правоотношений, подлежать многократному применению.

Итак, в спорной ситуации, когда игра стоит свеч, вы можете оформить начисление налогов согласно указаниям, например, Минфина, и пойти в суд для оспаривания данного письма. После выигрыша вам останется только пересдать отчетность, отразив спорные операции выгодным вам способом.

С 15 марта пошлина за административное исковое заявление по рассмотренному вопросу для организаций составит 450 рублей, для физических лиц 300 рублей.

16.04.16 г.


Ольга Проскурина, руководитель налоговой практики, управляющий партнёр Юридической фирмы JBI Эксперт